Подписка может осуществляться непосредственно как в издательстве, так и через подписные агентства, организации почтовой связи, а также у распространителей или агентов по подписке. Для проведения подписки на периодические издания издательство заключает договор на оказание услуг с организациями почтовой связи, подписными агентствами. При осуществлении операций связанных с распространением периодических изданий по подписке необходимо руководствоваться Правилами распространения периодических печатных изданий по подписке, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2001 года №759 "Об утверждении правил распространения периодических печатных изданий по подписке" (далее Правила). В соответствии с указанными Правилами под подпиской на периодические печатные издания понимается "форма распространения периодических печатных изданий, включающая в себя ряд технологических операций, в том числе прием подписки на указанные издания, и, если это предусмотрено в договоре подписки, их доставка". По договору подписки распространителем периодических печатных изданий могут быть: редакция или издатель, выполняющие функции по распространению периодических печатных изданий; другая организация или индивидуальный предприниматель, выполняющий функции по распространению периодических печатных изданий на основании договора с редакцией, издателем или на иных законных основаниях. Договор подписки на периодическое печатное издание заключается подписчиком с распространителем. Условие доставки периодического печатного издания подписчику может быть включено в договор подписки. В данном договоре обязательно фиксируется цена подписки экземпляра периодического печатного издания, выпускаемого в течение указанного в договоре подписного периода, и цены услуг по оформлению и исполнению договора подписки, в том числе цены доставки периодического печатного издания подписчику, если доставка предусмотрена в договоре подписки. Иными словами, распространитель периодических печатных изданий по договору подписки предоставляет подписчику следующую информацию: наименование периодического печатного издания; описание его основных потребительских свойств; цена подписки; условия подписки (система и территория распространения, объем издания, его место нахождения (юридический адрес); сведения о регистрации периодического печатного издания; место получения дополнительной информации (адрес, номер телефона и другое). Распространитель периодического печатного издания не вправе без согласия подписчика оказывать дополнительные услуги (хранение периодических печатных изданий, заполнение подписных документов вместо подписчика, переадресовка периодических печатных изданий по подписке и так далее). Об этом указано в пункте 11 Правил. Согласно пункту 8 Правил при оформлении подписки распространитель обязан выдать подписчику документ, удостоверяющий факт приема подписки (подписной документ), содержащий: реквизиты распространителя; подписной период; наименование периодического печатного издания; его подписной индекс; адрес получения; фамилию подписчика и цену подписки. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ Расходы по оплате оформления и исполнения договора подписки непосредственно связаны с продажей продукции издательства и являются расходами по обычным видам деятельности (пункт 5, 9 ПБУ 10/99). Расходы на проведение подписки, произведенные в текущем периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются как расходы будущих периодов и списываются в течение периода, к которому относятся, с равномерным распределением между всеми месяцами, приходящимися на период подписки (пункт 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н "Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации"). Расходы организации по проведению подписки учитываются на счете 97 "Расходы будущих периодов" и списываются равными долями в дебет счета 44 "Расходы на продажу". Суммы, полученные в порядке предварительной оплаты, не считаются доходами организации (пункт 3 ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99") и учитываются на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", субсчет 62-2 "Авансы полученные" с отражением в бухгалтерском балансе в составе кредиторской задолженности. После фактической отгрузки издания подписчикам, в бухгалтерском учете признается выручка от реализации продукции. Сумма выручки отражается: Дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" Кредит счета 90 "Продажи", субсчет 90-1 "Выручка". Одновременно себестоимость реализованной продукции списывается: Дебет счета 90 "Продажи", субсчет 90-2 "Себестоимость продаж". Кредита счета 43 "Готовая продукция". ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НДС Под периодическим печатным изданием понимаются газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. К периодическим печатным изданиям рекламного характера относятся периодические печатные издания, в которых реклама превышает 40 процентов объема одного номера периодического печатного издания. К периодическим печатным изданиям эротического характера относятся издания, которые в целом или систематически эксплуатируют интерес к сексу (статья 37 Закона №2124-1. На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) в налоговую базу по НДС, включаются суммы авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. В соответствии с пунктом 4 статьи 164 НК РФ налогообложение этих сумм производится по расчетной ставке (10 / 110). Внимание: ставка 10% действовала только до 31 декабря 2004 года включительно в отношении: услуг по экспедированию и доставке периодических печатных изданий и книжной продукции; редакционных и издательских работ (услуг), связанных с производством периодических печатных изданий и книжной продукции; услуг по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях; услуг по оформлению подписки, в том числе услуг по доставке периодического печатного издания подписчику, если доставка предусмотрена в договоре подписки. (Федеральный закон от 28 декабря 2001 года №179-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"). С 1 января 2005 года в отношении перечисленных операций налоговая ставка по налогу на добавленную стоимость применяется в размере 18%. Федеральная налоговая служба в Письме от 9 декабря 2004 года №03-1-08/2458/17 "О ставке налога на добавленную стоимость" указала, что все услуги, сопутствующие издательской деятельности облагаются по ставке 18 процентов: "Федеральная налоговая служба сообщает, что с 1 января 2005 года в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 28.12.2001 № 179-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" абзацы третий - шестой подпункта 3 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) утрачивают силу. В этой связи с 1 января 2005 года согласно пункту 3 статьи 164 Кодекса должна применяться налоговая ставка в размере 18 процентов при оказании услуг по экспедированию и доставке периодических печатных изданий и книжной продукции; редакционных и издательских услуг, связанных с их производством; услуг по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях; услуг по оформлению и исполнению договора подписки на периодические печатные издания, в том числе услуг по доставке периодического печатного издания подписчику, если доставка предусмотрена в договоре подписки. В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога на добавленную стоимость. При этом согласно пункту 3 данной статьи Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) соответствующие счета-фактуры выставляются не позднее 5 дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). Таким образом, начиная с 1 января 2005 года при оказании услуг по экспедированию и доставке периодических печатных изданий и книжной продукции; редакционных и издательских услуг, связанных с их производством; услуг по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях; услуг по оформлению и исполнению договора подписки на периодические печатные издания, в том числе услуг по доставке периодического печатного издания подписчику, если доставка предусмотрена в договоре подписки, в том числе оплаченных до 1 января 2005 года, счета-фактуры должны выставляться покупателям (заказчикам) с указанием ставки налога на добавленную стоимость в размере 18 процентов. Согласно пункту 8 статьи 171 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные и уплаченные налогоплательщиками с сумм авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), подлежат вычету. Вычеты указанных сумм налога в соответствии с пунктом 6 статьи 172 Кодекса производятся после даты реализации соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг). В случае если налогообложение полученных до 1 января 2005 года авансовых платежей осуществляется по расчетной налоговой ставке 10/110, то сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная в бюджет с суммы предоплаты, полученной до 1 января 2005 года с учетом расчетной ставки налога 10/110 в счет предстоящего оказания вышеуказанных услуг, облагаемых с 1 января 2005 года по ставке 18 процентов, подлежит вычету в размере фактически уплаченной суммы налога. При этом налогоплательщики при заключении договоров в период до 1 января 2005 года с заказчиками на оказание вышеуказанных услуг (оказание которых будет осуществляться с 1 января 2005 года) могут предусмотреть оплату таких услуг с учетом ставки налога в размере 18 процентов. В этом случае, учитывая положения подпункта 1 пункта 1 статьи 162 Кодекса, налогоплательщики при получении до 1 января 2005 года авансовых платежей в счет оплаты услуг по экспедированию и доставке периодических печатных изданий и книжной продукции; редакционных и издательских услуг, связанных с их производством; услуг по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях; услуг по оформлению и исполнению договора подписки на периодические печатные издания, в том числе услуг по доставке периодического печатного издания подписчику, если доставка предусмотрена в договоре подписки, могут исчислить и уплатить в бюджет в 2004 году сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную по расчетной налоговой ставке 18/118. Это подтверждается и Письмом Минфина Российской Федерации от 1 апреля 2005 года №03-04-05/10: "Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения налога на добавленную стоимость при выполнении работ в отношении основного и дополнительного тиража периодического печатного издания и сообщает следующее. На основании Федерального закона от 31.12.2002 № 195-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2005 года операции по реализации редакционных и издательских работ (услуг), связанных с производством периодических печатных изданий, облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18 процентов. В связи с этим редакционные и издательские работы (услуги), связанные с производством основного тиража периодического печатного издания, выполняемые (оказываемые) агентством по договору с заказчиком, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке в указанном размере". В соответствии с пунктом 18 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 года №914 "Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость", при получении авансового платежа издательство выписывает счет-фактуру в одном экземпляре с указанием расчетной ставки НДС. Этот счет-фактура регистрируется в книге продаж. Начисление НДС с суммы аванса производится: Дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", субсчет 62-2 "Авансы полученные" Кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость". При фактической отгрузке изданий в соответствии с пунктом 3 статьи 168 НК РФ в течение пяти дней со дня отгрузки должен быть выставлен счет-фактура в двух экземплярах, который регистрируется в книге продаж. Исчисление налога производится по соответствующим ставкам: Дебет счета 90 "Продажи", субсчет 90-3 "Налог на добавленную стоимость" Кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость". В том случае, если в адрес одного и того же покупателя в течение месяца несколько раз осуществляется отгрузка изданий, то выставление счета - фактуры покупателю по всем отгрузкам единовременно может производиться не позднее 5-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Регистрация выставленных счетов-фактур в книге - продаж должна производиться в том налоговом периоде, в котором состоялась реализация периодических печатных изданий. Данная позиция подтверждается Письмом Минфина Российской Федерации от 6 мая 2002 года №04-03-11/28: "В связи с письмом о порядке составления счетов - фактур редакциями при реализации периодической печатной продукции подписчикам Департамент налоговой политики по согласованию с Департаментом косвенных налогов МНС России сообщает следующее. Согласно пункту 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета - фактуры не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). Учитывая изложенное и принимая во внимание особенности отгрузки редакциями своей продукции подписчикам, число которых зависит от тиража издания и может достигать десятков тысяч, считаем возможным составлять счета - фактуры и выставлять их каждому подписчику один раз в месяц, но не позднее 5-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем" Сумма НДС, исчисленная и уплаченная с суммы аванса, принимается к вычету после фактической отгрузки продукции. На суммы НДС, начисленные с сумм авансов, может делаться как обратная проводка: Дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость" Кредит счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" субсчет 62-2 "Авансы полученные", Так и проводка сторно, смотрите пример выше. Кроме того, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 27 июля 2002 года №575 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 года №914" счет-фактура, ранее составленный на полученный аванс, регистрируется в книге покупок и, таким образом, является основанием для предъявления НДС к вычету. Это правило действует с 30 июля 2002 года.
|